Позвоните Нам Сегодня +7 978 831 5033

Что такое банкротство?

Введение.

Цель данного раздела — это введение в курс дела нашего читателя о том, что такое банкротство, как оно происходит, и чем оно нам может быть полезным.

Достижение многих вопросов, о которых идет речь на данном сайте  осуществляется при помощи процедур банкротства.  Основной законодательный акт, который регулирует процедуру банкротства — это Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-Ф3 от 26.10.2002 года  (далее — Закон).
Для лучшего введения нашего читателя в курс, дела выберем форму общения: постановка вопроса и ответ на него.

Что такое банкротство?

Согласно ст. 2 Федерального Закона несостоятельность (банкротство) (далее также — банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Из вышеупомянутого видно что дело о банкротстве — это судебная процедура, которая согласно ст. 7 Закона может быть инициирована: должником, конкурсным кредитором, уполномоченными  органами, которые имеют право обратится с соответствующим заявлением в
 арбитражный суд. При этом для того чтобы арбитражный суд открыл процедуру банкротства необходимо наличие ряда требований, о которых речь пойдет ниже.

Кто является сторонами в деле о банкротстве?

Сторонами в деле о банкротстве являются: Должник и Кредитор(ы)
Кредиторы — лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.
Конкурсные кредиторы — кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате компенсации сверх возмещения вреда, предусмотренной Градостроительным кодексом Российской Федерации (компенсации сверх возмещения вреда, причиненного в результате разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения), вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия).
Должник
— гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом.

Что необходимо для возбуждается дела о банкротстве?

Для того чтобы арбитражный суд возбудил процедуру банкротства должника необходимо наличие  следующего ряда обстоятельств: 
требование к должнику должно быть денежным. Денежное обязательство — обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации основанию. При этом не зависит от того в какой валюте оно выражается. При этом расчет этого требования происходит на день подачи заявления в арбитражный суд;
 — бесспорность денежного требования. Денежное требование к должнику должно быть подвержено решением суда, вступившим в законную силу. Право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или судебного акта о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда о взыскании с должника денежных средств. При этом отсчет трехмесячного срока начинается с момента открытия исполнительное производство на основании этих исполнительных документов.
 — наличие признаков неплатежеспособности.  Согласно ст. 3 Закона  гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
размер бесспорных денежных требований к должнику.  Согласно п. 2 ст. 6 Закона если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее трехсот тысяч рублей, к должнику — гражданину — не менее пятьсот тысяч рублей, а также имеются признаки банкротства, установленные статьей 3 настоящего Федерального закона. Требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения производства по делу о банкротстве, если такие требования подтверждены решениями налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника либо вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда.

Что такое процедуры в деле о банкротстве?

Статьей 27 Закона определено, что при  рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры:

  • наблюдение;
  • финансовое оздоровление;
  • внешнее управление;
  • конкурсное производство;
  • мировое соглашение.

При рассмотрении дела о банкротстве должника-гражданина применяются следующие процедуры:

  • конкурсное производство;
  • мировое соглашение.
    Более подробно о каждой из процедур банкротства  будет описано в других разделах, где будет подробно указано для чего эти процедуры необходимы и в каких случаях они применяются, и чем они могут быть нам полезны.

Кто ведет процедуры банкротства?

Ведение процедур банкротства осуществляется арбитражными управляющими.  Для осуществления деятельности арбитражного управляющего необходимо иметь соответствующую лицензию и быть членом саморегулируемой оргнизации.

Согласно статьи 20 Закона арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющейся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Арбитражный управляющий вправе быть членом только одной саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

В соответствии со статьей 21 Закона статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих приобретается некоммерческой организации с даты включения сведений о некоммерческой организации с даты включения сведений о некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Права и обязанности арбитражного управляющего предусмотрены статьей 20-3 Закона, согласно которой арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право:

  • созывать собрание кредиторов;
  • созывать комитет кредиторов;
  • обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  • получать вознаграждение в размерах и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
  • привлекать для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, стандартами и правилами профессиональной деятельности или соглашением арбитражного управляющего с кредиторами;
  • запрашивать необходимые сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе об имущественных правах, и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления;
  • подать в арбитражный суд заявление об освобождении от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.

Физические лица, юридические лица, государственные органы и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы.

Арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан:

  • принимать меры по защите имущества должника;
  • анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности;
  • вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  • предоставлять реестр требований кредиторов лицам, требующим проведения общего собрания кредиторов, в течение трех дней с даты поступления требования в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  • в  случае выявления признаков административных правонарушений и (или) преступлений сообщать о них в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях;
  • предоставлять собранию кредиторов информацию о сделках и действиях, которые влекут или могут повлечь за собой гражданскую ответственность третьих лиц;
  • разумно и обоснованно осуществлять расходы, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве. Обязанность доказывать неразумность и необоснованность осуществления таких расходов возлагается на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением в арбитражный суд;
  • выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства в порядке, установленном федеральными стандартами, и сообщать о них лицам, участвующим в деле о банкротстве, в саморегулируемую организацию, членом которой является арбитражный управляющий, собранию кредиторов и в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях;
  • осуществлять иные установленные настоящим Федеральным законом функции.

В случае, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, арбитражный управляющий обязан сохранять конфиденциальность сведений, охраняемых федеральным законом (в том числе сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну) и ставших ему известными в связи с исполнением обязанностей арбитражного управляющего.
При проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Полномочия, возложенные в соответствии с настоящим Федеральным законом на арбитражного управляющего в деле о банкротстве, не могут быть переданы иным лицам.

Также, статьей 20-4 Закона предусмотрена и ответственность арбитражного управляющего, согласно которой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными стандартами, является основанием для отстранения арбитражным судом арбитражного управляющего от исполнения данных обязанностей по требованию лиц, участвующих в деле о банкротстве.

В случае отмены определения арбитражного суда об отстранении арбитражного управляющего от исполнения данных обязанностей за неисполнение или ненадлежащее их исполнение арбитражный управляющий не подлежит восстановлению арбитражным судом для исполнения данных обязанностей.
Арбитражный управляющий обязан возместить должнику, кредиторам и иным лицам убытки, которые причинены в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и факт причинения которых установлен вступившим в законную силу решением суда.
Федеральными стандартами, стандартами и правилами профессиональной деятельности могут устанавливаться дополнительные требования к обеспечению имущественной ответственности арбитражного управляющего за неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязанностей в деле о банкротстве.

Назначения арбитражного управляющего на производство процедурами банкротства осуществляется арбитражным судом, который рассматривает дело о банкротстве. Порядок утверждения кандидатуры арбитражного управляющего на процедуру банкротства установлен статьей 45 Закона, согласно которой при получении определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом, в котором указана кандидатура арбитражного управляющего, или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего заявленная саморегулируемая организация арбитражных управляющих, членом которой является выбранный арбитражный управляющий, представляет в арбитражный суд информацию о соответствии указанной кандидатуры требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона.
В случае получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом, в котором не указана кандидатура арбитражного управляющего, или протокола собрания кредиторов о выборе саморегулируемой организации заявленная саморегулируемая организация представляет кандидатуру арбитражного управляющего из числа своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в деле о банкротстве.
Заявленная саморегулируемая организация не вправе представлять кандидатуру арбитражного управляющего, не имеющего допуска к государственной тайне установленной формы, если наличие такого допуска является обязательным условием утверждения арбитражным судом арбитражного управляющего.
Заявленная саморегулируемая организация арбитражных управляющих обязана обеспечить свободный доступ заинтересованных лиц к проведению процедуры выбора кандидатуры арбитражного управляющего.
Решение о представлении кандидатуры арбитражного управляющего принимается заявленной саморегулируемой организацией на коллегиальной основе.
Не позднее чем в течение девяти дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего заявленная саморегулируемая организация арбитражных управляющих направляет в арбитражный суд, заявителю (собранию кредиторов или представителю собрания кредиторов) и должнику информацию о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона, способом, обеспечивающим доставку в течение пяти дней с даты направления, либо представляет кандидатуру арбитражного управляющего, а также при необходимости информацию о наличии допуска арбитражного управляющего к государственной тайне.
Заявленная саморегулируемая организация несет ответственность за предоставление недостоверных сведений об арбитражных управляющих.
Замена кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, указанных в заявлении о признании должника банкротом, допускается по ходатайству заявителя до даты направления в заявленную саморегулируемую организацию определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего.
По результатам рассмотрения представленной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона, или кандидатуры арбитражного управляющего арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, соответствующего таким требованиям.
В случае, если арбитражный управляющий освобожден или отстранен арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и решение о выборе иного арбитражного управляющего или иной саморегулируемой организации арбитражных управляющих не представлено собранием кредиторов в арбитражный суд в течение десяти дней с даты освобождения или отстранения арбитражного управляющего, саморегулируемая организация, членом которой являлся такой арбитражный управляющий, представляет в арбитражный суд в порядке, установленном настоящей статьей, кандидатуру арбитражного управляющего для утверждения в деле о банкротстве.
В случае непредставления заявленной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих в арбитражный суд кандидатуры арбитражного управляющего или информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона, в течение четырнадцати дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом либо протокола собрания кредиторов о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражный суд откладывает рассмотрение вопроса об утверждении арбитражного управляющего в деле о банкротстве на тридцать дней. В этом случае заявитель, а также иные лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе обратиться с ходатайством об утверждении арбитражного управляющего в деле о банкротстве из числа членов другой саморегулируемой организации.
Если в течение установленного срока заявитель не обратился в арбитражный суд с ходатайством либо указанная в таком ходатайстве саморегулируемая организация не представила информацию о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона, или кандидатуру арбитражного управляющего, арбитражный суд рассматривает ходатайства иных лиц, участвующих в деле о банкротстве.
При поступлении нескольких ходатайств иных лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, кандидатура которого указана в ходатайстве, поступившем в арбитражный суд первым, или кандидатуру арбитражного управляющего, представленную саморегулируемой организацией, указанной в таком ходатайстве.
В случае, если кандидатура арбитражного управляющего не представлена в течение трех месяцев с даты, когда арбитражный управляющий в соответствии с настоящим Федеральным законом должен быть утвержден, арбитражный суд прекращает производство по делу.
В случае, если арбитражный управляющий, кандидатура которого указана в определении арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом или протоколе собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего, либо иные арбитражные управляющие — члены заявленной саморегулируемой организации арбитражных управляющих не имеют допуска к государственной тайне установленной формы и наличие такого допуска является обязательным условием утверждения арбитражным судом арбитражного управляющего, заявленная саморегулируемая организация в срок, установленный пунктом 4 настоящей статьи, сообщает об этом в арбитражный суд.
Арбитражный суд обращается в заявленную саморегулируемую организацию арбитражных управляющих, если она не получила или несвоевременно получила информацию о наличии допуска руководителя должника к государственной тайне и о форме такого допуска, для подтверждения информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона, или повторного представления саморегулируемой организацией кандидатуры арбитражного управляющего в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи.

Наши арбитражные управляющие квалифицировано могут сопровождать все процедуры банкротства и достигать поставленных целей.

Что такое реестр требований кредиторов?

Арбитражный управляющий в деле о банкротстве ведет реестр требований кредиторов, представляющий собой документ с перечнем всех подтвержденных судом кредиторов, их статусом, оснований возникновения и размером обязательств, порядком удовлетворения требований, адресами и т.п. информацией о кредиторах.

Очередность удовлетворения требований кредиторов
1. Текущие платежи – обязательства должника, возникшие после введения судом банкротства: оплата услуг арбитражному управляющему, госпошлины, иные расходы управляющего, арендные и коммунальные платежи. Удовлетворяются по очередям и по дате возникновения.
2. Реестровые требования – обязательства должника, возникшие до введения судом банкротства. Удовлетворяются по очереди, сначала полностью удовлетворяются требования кредиторов первой очереди, после чего переходят ко второй, и по этому же принципу дальше.
2.1  Первая очередь – требований о возмещении вреда жизни, здоровью и о возмещении морального вреда.
2.2  Вторая очередь – требования о выплате заработной платы.
2.3 Залоговая очередь – учитывается отдельно, удовлетворяется из средств, полученных при продаже залогового имущества.
2.4  Третья очередь – остальные денежные требования (договоры займа, поставки, подряда, налоги и т.п.), голосуют по вопросам процедуры на собраниях кредиторов. Либо денежные требования участников долевого строительства при банкротстве должника Застройщика.
2.5  Четвертая очередь — остальные денежные требования при банкротстве должника Застройщика.
3.  Требования установленные за реестр – требования кредиторов, которые заявили их в суд по истечению установленного двух месячного срока. Не имеют права голоса на собраниях кредиторов. Удовлетворяются в последнюю очередь.

Собрание кредиторов
Основной орган управления процедурой банкротства, на котором участники (конкурсные кредиторы и уполномоченный орган) принимают решения о введении либо завершении процедуры, отстранении и назначении арбитражного управляющего. В конкурсном производстве собирается один раз в три месяца, в наблюдении – 1 раз по итогам наблюдения.

Дальнейшее ознакомление с процедурами банкротства и для чего они необходимы можно будет ознакомиться с иными разделами нашего сайта.